«Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому». В.А.Караковский
Школьное пространство - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Очень важно, чтобы «школьное пространство» было комфортным. Это предполагает создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома». Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой закрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создаёт комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.
Источником благоприятной психологической среды в образовательном учреждении (в школе) является:
- положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
- доброжелательное отношение между учителем и учеником, т. к. в школе главной фигурой остается учитель.
Действия учителей нашей школы по обеспечению здоровой психологической комфортной среды сводятся к созданию благоприятных условий для взаимодействия «учитель - ученик» с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.
Для этого в МАОУ СШ №6 используются единые требования к участникам образовательного процесса («Устав школы», «Правила внутреннего распорядка»
Четко организуются уроки и мероприятия. Нет жесткой дисциплины.
На уроках или мероприятиях используются методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, афоризм с комментарием, или музыкальная минутка);
Агрессивное словесное воздействие заменяется методами словесного убеждения.
Педагоги школы стараются не допускать стресс образующих ситуаций (все и всегда держится под контролем);
Если возникают спорные вопросы, используются компромиссные решения (ведь безвыходных ситуаций не бывает).
В своей работе учителя используют просьбы, а не требования и стараются создавать "домашнюю" атмосферу на уроке.
Наличие урока преемственности в нашем образовательном учреждении создает комфортный переход учащихся из начального звена в среднюю школу.
Следует помнить, что никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка! Каждый ученик и учитель должен чувствовать в школе атмосферу спокойствия, доброжелательности и поддержки.
Основными показателями психологического благополучия ребенка в МАОУ СШ №6 являются:
- устойчивое бодрое состояние;
- доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
- отсутствие тревожности;
- высокие показатели адаптивности;
- хороший сон, аппетит;
- высокая познавательная и творческая активность;
- дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
- отсутствие агрессии.
Делая вывод, можно сказать, что психологический климат в школе создают и учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий зависит, каким он будет благоприятным или нет.
Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности, только, зная, что ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить.
Именно в руках наших педагогов находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.